Культура второго неолитического периода на Кипре

0

Примерно в 4500 году до н.э. на Кипр возвращаются люди.

Некоторые расселяются в тех же местах, что и несколько тысяч лет назад, но приносят с собой культуру другого типа, которую принято именовать культурой второго неолитического периода. Эти люди составили костяк местного населения острова, явившегося создателем всех последующих культурных ценностей Кипра, вплоть до прихода микенских греков. Ученые предполагают, что «хомо сапиенс» пришли на Кипр, скорее всего, из Сирии или Палестины, принеся с собой культуру и традиции, характерные для тех земель. К этому же времени относится последнее, третье по счету, поселение в Хирокитии. Его характерными чертами являются гораздо более совершенная техника изготовления каменных орудий и развитое производство глиняных сосудов с красной полировкой.

Первые действительно значительные изменения в традициях и культуре, оказавшие влияние на все аспекты жизни местных жителей, произошли на острове примерно в 2400-2200 гг. до н.э. На смену маленьким домикам пришли большие дома с несколькими комнатами, появились новые орудия труда. Своеобразно были устроены жилища неолитических людей в поселе­нии Эпиктито, что в 6 км от Кирении. Их дома располагались в естественных подземных пустотах так, что каждая такая «пустота» вмещала шесть и более небольших, неправильной формы строений. Подобная подземная архитектура характерна также для поселений Филья, Калавасо и Лемба. Но самым главным из­менением, которое оказало огромное влияние на всю дальнейшую жизнь островитян, стало то, что киприоты начали обрабатывать медь! И из меди стали изготавливать орудия для сельскохозяйственных работ! Это был колоссальный прорыв в экономическом развитии: люди стали гораздо быстрее и качественнее обрабатывать землю. В итоге они смогли обрабатывать большие площади, что позволяло собрать больше урожая. Из меди также стали изготав­ливать кухонную утварь и украшения.

Невзирая на экономический взрыв, местные жите­ли до сих пор не поддерживали каких-либо связей, в том числе торговых, с другими народами, жившими на берегах Средиземного моря.

Археологические находки, относящиеся к 1650-1050 годам до н.э. свидетельствуют о том, что люди постепенно стали переме­щать свои поселения ближе к линии моря, кроме меди стали добываться и другие полезные ископаемые, начала развиваться торговля с народами Ближнего Востока и Египта. Одной из важнейших перемен в жизни острова является и то, что на Кипре появилась письменность!

КИПРСКОМИНОЙСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ

Письменность древних киприотов дошла до нас лишь в очень скудных фрагментах, которые ученым до сих пор не удалось расшифровать. Эту письменность называют еще «кипрское слоговое письмо», поскольку письменность эта является видом слогового письма, где последовательность согласных и гласных звуков изображается одним знаком. Конструкции, составленные этими знаками, как правило, заключают в себе цельные смысловые блоки, наполненные множеством нюансов и оттенков. Древнее кипрское слоговое письмо представлено сегодня лишь в нескольких кратких надписях на керамике, глиняных шарах и цилиндрах, назначение которых также до сих пор неясно. Письмо это использовалось для записей текстов на неизвестном, мертвом сегодня языке, который имеет условное название «этеокипрский язык».

Глиняная табличка кипрско-минойская письменность

Глиняная табличка кипрско-минойская письменность

Попытки дешифровки кипрских силлабических надписей не прекращаются и по сей день. После многих неудач ученые осознали, что мировоззрение древних людей и их способ выражения своих представлений о мире настолько далеки от мироощущения современного человечества, что любые попытки представителей сегодняшней науки интерпретировать архаические знаковые системы чаще всего не приводят к результатам, и истинный смысл древних надписей до сих пор остается тайной.

ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕКИПРСКОЙ КЕРАМИКИ

Примерно с 1300 года до н.э. все больше людей переселялось с матери­ковой части Греции на Кипр. Греки привезли с собой технологию производства керамики, которая использовалась в быту и для религиозных обрядов. В сюжетах росписи посуды этого времени часто встречаются изображения быков и колесниц.

Характерные для Кипра элементы орнамента в большинстве случаев совпадают с микенскими. Принцип росписи значительной ча­сти сосудов заключается в том, что сосуд как бы делится на горизонтальные пояса. Иногда кипрский вазописец сильнее подчеркивал вертикальное членение, в результате чего сосуд кажется не изготовленным на гончарном круге, а как бы сшитым из отдельных лоскутов, соединенных вертикальными швами.

Ваза из Энкоми XIII век до н.э.

Ваза из Энкоми XIII век до н.э.

На Кипре среди археологических находок того времени особое место занимают глиняные сосуды и даже целые композиции, обязательным элементом которых являются атрибуты, связанные с изображением быка.

СИМВОЛ БЫКА В ДРЕВНЕЙ КУЛЬТУРЕ КИПРА

В этот период достигла своего расцвета крито-минойская цивилизация, основателем которой был Минос — сын Зевса-быка и Европы, и потому значимость символа Быка в духов­ной жизни человечества той эпохи очень велика. Символ Быка оказал влияние как на культуру, так и на мировоззрение людей того времени, в котором появляется, а затем и полностью доминирует концепция всемогущих богов, связанных с людьми особыми отношениями, требующих от людей полной покорности и зависимости, а также выполнения запутанных ритуалов и причудливых обрядов. Главным символом этих отношений стал обязательный ритуал жертвоприношения.

КУЛЬТОВЫЕ СТАТУЭТКИ

Миграционная волна переселенцев с сирийских берегов принесла с собой абсолютно новые формы керамики и скульптуры. Именно в это время на Кипре появляются украшения и крестообразные статуэтки из мягкого, но твердеющего при нагревании камня серо-зеленого цвета — стеатита. Вероятно, эти статуэтки стали символами новой системы взглядов на отношения между богом, человеком и вселенной, то есть неким «религиозным культом». Новая система взглядов на мир отразилась и на традициях людей: мертвых стали хоронить вне жилых помещений.

Фигурка идола III тысячелетие до н.э.

Фигурка идола III тысячелетие до н.э.

Подводя итог, можно сказать, что этот период жизни на острове стал неким переходным этапом: самая древняя и во многом до сих пор непонятая эпоха истории человечества ушла в прошлое окончательно и безвозвратно. Так называемый «доисторический» период в развитии цивилизации на острове закончился. Начался период «исторический».

Поделиться:

Оставить комментарий