История понтийских греков

0

Кипр, несмотря на его незначительные географиче­ские размеры, является страной с богатой историей и значительным культурным наследием.

Здесь про­живает множество национальностей, что объясня­ется, в первую очередь, интеграцией Кипрской Ре­спублики в состав Европейского Союза. Одной из них являются понтийские греки, обосновавшиеся здесь около 20 лет назад. Но, присутствие греков Понта и Малой Азии на острове отмечалось сотни лет назад, когда турки-оккупанты принудительно переселяли их сюда. Следует отметить, что коренное населе­ние Кипра, как и понтийцы, происходит от древних греков. Эта статья — попытка как можно просто и кратко изложить окруженную спорными предполо­жениями историю понтийцев.

Согласно истории, Понтос — это территория юго-восточного побере­жья Черного моря. По Гомеру, слово «понтос» озна­чает море, глубокое и бесконечное. Начальное название — «Аксенос Понтос», означающее «Недруже­любное море», было связано как с его бескрайними и бездонными во­дами, так и с враждебными наро­дами, населявшими его берега. Но, после освоения этих земель грека­ми море изменило свое название на «Эвксинос Понтос», то есть «Дру­желюбное Море».

Происхождение понтийских греков

Происхождение понтийских греков

Первоначальное взаимодействие греков с местными племенами отра­жаются в многочисленных мифах, как, например, в мифе о золотом руне и о путешествии аргонавтов. Согласно мифу, сын изгнанного царя Полка Эсона с аргонавтами от­правился за золотым руном в Кол­хиду Понтийскую, находившуюся в восточной части Трапезунды (одно­го из важнейших городов-колоний Понта). Следует отметить, что на самом деле жители тех мест добы­вали золото из золотоносной реки, погружая в нее шкуру барана.

Первые поселения греков на по­бережье Понта Эвксинского отно­сятся, согласно археологическим раскопкам, к железному веку и да­тируются 1100 годом до нашей эры. Но существует также теория, кото­рая выдвигалась как Виссарионом Трапезундским, так и многими со­временными историками, что греки колонизировали территории Понта Эвксинского намного раньше ука­занной выше даты. В основе колонизации лежали политические, социальные и, главным образом, экономические причины, так как эти земли были плодородны и богаты по­лезными ископаемыми. Здесь добывались дра­гоценные металлы, выращивались различные злаковые культуры, было развито производство меда, шерсти, обработка кожи животных и т д.

Первые основатели поселений, прибывшие из греческих городов Малой Азии — Милитос и Мегара, начинают строить и развивать торго­вые порты, которые со временем перерастают в крупные города. Так, в IX веке до н.э. основывается город Синоп , а также несколько других городов на территории Херсонеса Таврического (ныне Крыма) — Феодосия, Херсон, Фанагурия, Пантикопей. Быстро развивающиеся греческие города Понта превращались в богатые метрополии, вокруг которых появлялось множество новых городов, таких как Трапезунда, Котиора,Фаси, Танаи и др.

На новой родине колонизаторы редко всту­пали в контакт с местными племенами ввиду того, что коренное население соблю­дало порядки и обычаи, в корне отли­чавшиеся от греческих, а также матри­архальное устройство их быта было чуждо грекам. Во времена Александра Македон­ского города Понта находились в рас­цвете своего развития. Расширяясь не только по береговой линии, но и вглубь страны, греки Понта Эвксин-ского все более эллинизируют дикие племена тех мест. Таким образом, язык, науки и обы­чаи греков распространились по всей территории Понта, усиливая экономи­ческое и политическое величие горо­дов.

Около 302 гг. до нашей эры династи­ей Митридатов основывается царство, называемое Эллинистическое Понтийское царство. Наиболее примечательной лично­стью в династии Митридатов является последний царь, Митридат VI Эвпатор, которого историки называют хра­брым воином с высочайшим мораль­ным обликом. Митридат VI называл себя потомком Александра Македонского, персидско­го царя Кира и Селевка — одного из на­чальников Александра Великого. Он считал себя защитником эллинизма и освободителем греков от Римского ига.

Мраморная голова царя Понта Митридата VI

Мраморная голова царя Понта Митридата VI

После первых удачных походов на Колхиду и Крым, в результате которых Митридат VI присоединил завоеван­ные территории к Понтийскому цар­ству, он решил избавить Малую Азию от римлян. Так, в 88 гг. до нашей эры Понтийское царство объявляет войну могучей Рим­ской Империи. Понтийские войска унич­тожили около 90 тысяч римлян, живших в Малой Азии. Митридат сражался со многи­ми великими полководцами Рима, такими как Лукулл, Силла, Помпеи. После многочисленных побед и пораже­ний царь Понта не добился свободы для Ма­лой Азии. В попытках укрепить мощь Понтийского царства, Митридат терпит неудачу и в 63 гг. до нашей эры умирает, преданный своим любимым сыном Фарнакисом П. Рим­ляне праздновали его смерть 10 дней и по­гребли с почестями великого правителя. В последствие Понтийское царство вошло в состав Римской империи и после ее раздела на Западную и Восточную, Понт, как и Ма­лая Азия, включились в Восточную Римскую империю.

В 1204 году братьями Комнинос — Алек­сеем и Давидом, основывается Трапезундское государство, которое просуществует 257 лет. Во время царствования династии Ком­нинос, Понт представлялся политически и экономически высокоразвитым госу­дарством, столицей которого был город Трапезунда, являвшимся в те времена центром греческой науки и образования. Во дворцах царей часто пребывали дея­тели культуры и науки, такие как Михаил Панаретос, Иоаннис Эвгеникос, Констан-тинос Лукитис и т.д., которые основывали культурные центры и за пределами госу­дарства. Например, в Риме кардиналом Виссарионом Трапезундским был создан один из таких центров. Монастыри Трапезунды имели богатые библиотеки, где преподавались теология и астрономия.

Трапезундское государство

Трапезундское государство

Весной 1461 года по прошествии 8 лет после падения Константинополя, нахо­дясь на закате своего развития, столица Понтийского государства — Трапезунда осаждается турецкими войсками. Жите­ли были готовы защищать всеми силами свой город, но Давид Комнинос, вопреки этому сдает город без сопротивления. За этим последовали массовые убийства и мародерства, совершаемые турецкими во­йсками. Турецкое иго принесло неисчислимое бедствие греческому и другим народам, христианского вероисповедания. Гонения на христиан сопровождались резнёй. Спасаясь от физического уничтожения, основная масса населения переселяется в горы и на северное побережье Анатолии, т.е. в область древнего Понта Палемонийского.

На новых местах они продолжали вести привычный уклад жизни, сложившийся столетиями: держали домашний скот, выращивали табак, виноград. Греки сохранили язык (понтийский), диалект греческого языка и вероисповедание – православие. Среди понтийцев были и принявшие турецкий язык (так называемые «урумы» – их поселения сохранились в Западной Грузии). Некоторая же часть греков изъяснялась на своеобразном языке, диалекте турецкого, но с большим количеством греческих слов.

Понтийские греки

Понтийские греки

До XIХ века огромная часть понтийских греков принимают мусульманство. Однако с наступлением XIХ столетия, в Османской империи начинают возникать различные противоречия на религиозной почве, особенно, выражены они в отношениях между мусульманами и православными христианами Константинополя. Активные деятели общества понтийских греков предложили османским властям образовать греко-османское государство. Однако такая идея противоречила всем известной «Великой идее», которая была основной программой освободительного движения материкового населения Греции.

13 июля 1878 года, в Берлине был подписан трактат, по которому уравнивались права христианских греков с мусульманами. Кроме того, в 1908-1909 годах произошла младотурецкая революция, в результате которой понтийцев стали призывать в армию Османской империи.

Начало ХХ века породило новые идеи понтийских греков относительно образования независимого государства. Из-за этого турецкие власти начали считать население Понта неблагонадежным и постепенно переселяли христианскую его часть в центральные районы страны. Помимо переселения, учащались случаи грабежей и убийств греков-христиан. Все эти события в памяти понтийцев запечатлелись, как геноцид против греческого народа. Понтийцы организовывали повстанческие подразделения, благодаря которым пытались создать независимое Понтийское государство.

Геноцид понтийских греков – это репрессии, которые осуществлялись османским правительством в период с 1915 по 1923 года против греческого населения понтийских земель. Начало геноцида было положено в 1915 году неподалеку от современного Измира, а также в черноморском регионе города Понт. Оно представляло собой резню огромного количества греческих солдат, призванных накануне в ряды османской армии.

Геноцид понтийских греков

Геноцид понтийских греков

Всяческие репрессии в отношении греческого меньшинства территории Османского государства осуществлялись и после прихода к власти Мустафы Кемаля Ататюрка, последователей которого стали называть кемалистами. В 1919 году греками было нарушено Мудросское перемирие и начата война против Турции. Греки обосновали свои действия необходимостью возврата исторически важных греческих земель Фракии и Эгейского побережья Малой Азии.

Сопротивление греческим силам оказало войско турецких националистов, однако быстро остановить греческие войска им все же не удалось. Так, уже к лету 1921 года греки дошли до Анкары. Но на этом наступление греков закончилось – турецкие вооруженные силы начали мощное контрнаступление, результатом которого стало серьезное поражение греческих сил в сентябре 1921 года. Греки начали отступать, а османские войска, во главе с Ататюрком, свое наступление сопровождали массовыми убийствами мирного греческого населения. Самым страшным моментом всего геноцида понтийцев считается тотальное уничтожение греков под Смирной (за неделю турками было убито более 100 тысяч христиан, среди которых, кроме греков, были также армяне и европейцы).

Геноцид греков

В 1923 году в швейцарской Лозанне был подписан мир между Грецией и Турцией. Результатом соглашения стала передача 1,2 миллионов греков, проживавших в Турции, властям Греции. Греция, в свою очередь, отправила около 375 тысяч турок, живших на греческой территории, Турции. Жертвами геноцида греков стали от 600 тысяч до 1 миллиона человек. Кроме того, было уничтожено огромнейшее количество архитектурных и исторических ценностей понтийского народа. В нынешней греческой литературе период с 1919 по 1923 года называется геноцидом понтийских греков или греческим холокостом.

История греческих понтийцев приближается к своему логическому завершению. Быт понтийских греков неуклонно исчезает, вымирает язык, который стал неотъемлемой связующей между древнегреческим и современным греческим языком. Весь исторический путь понтийцев просто поражает! Как жестоко их бросала жизнь, но, несмотря на это они смогли дойти до нашего времени и вернуться не территорию своей Родины. Сколько крови они пролили, защищая свои земли, как много открытий сделали они для своих потомков. И не сосчитать… О них можно писать бесчисленное количество книг, они действительно являются «живой» легендой Древней Греции, которая смогла дойти до нас.

Поделиться:

Оставить комментарий